На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Первая Казачья Кавалерийская Дивизия

 

После того как опыт использования каза­чьих частей на фронте доказал их практичес­кую ценность, германское командование при­няло решение о создании в составе вермахта крупного казачьего кавалерийского соедине­ния. 8 ноября 1942 г. во главе соединения, которое еще предстояло сформировать, был назначен полковник Г. фон Паннвиц — бле­стящий кавалерийский начальник, к тому же хорошо владевший русским языком. Осу­ществить план по формированию соедине­ния уже в ноябре помешало советское наступ­ление под Сталинградом, и приступить к его реализации удалось лишь весной 1943 г. — после отхода немецких войск на рубеж реки Миус и Таманский полуостров и относитель­ной стабилизации фронта. Отступившие вме­сте с германской армией с Дона и Северного Кавказа казачьи части были собраны в рай­оне Херсона и пополнены за счет казаков-беженцев. Следующим этапом стало сведе­ние этих «иррегулярных» частей в отдельное войсковое соединение. Первоначально было сформировано четыре полка: 1-й Донской, 2-й Терский, 3-й Сводно-казачий и 4-й Кубанский общей численностью до 6000 че­ловек.  

 

21 апреля 1943 г. германское командо­вание отдало приказ' об организации 1 -и Ка­зачьей кавалерийской дивизии, в связи с чем сформированные полки были переброшенына учебный полигон Милау (Млава), где еще с довоенных времен находились склады сна­ряжения польской кавалерии. Сюда же прибыли лучшие из фронтовых казачьих частей, та­кие как полки «Платов» и «Юнг-шульц», 1-й Атаманский полк Вольфа и 600-й дивизион Ко­нонова. Созданные без учета войскового принципа, эти час­ти расформировывались, а их личный состав сводился в пол­ки по принадлежности к Донс­кому, Кубанскому и Терскому казачьим войскам. Исключение составил дивизион Кононова, включенный в дивизию как от­дельный полк. Создание дивизии было завершено 1 июля 1943 г., когда произведенный в звание генерал-майора фон Паннвиц был утвержден ее командиром. 

        Окончательно сформированная дивизия имела в своем составе штаб с конвойной сот­ней, группой полевой жандармерии, мотоцик­летным взводом связи, взводом пропаганды и духовым оркестром, две казачьи кавалерий­ские бригады — 1-ю Донскую (1-й Донской, 2-й Сибирский и 4-й Кубанский полки) и 2-ю Кавказскую (3-й Кубанский, 5-й Донской и 6-й Терский полки), два конно-артиллерий-ских дивизиона (Донской и Кубанский), раз-ведотряд, саперный батальон, отдел связи, подразделения тылового обслуживания (все дивизионные части носили номер 55).  

    Каждый из полков состоял из двух кон­ных дивизионов (во 2-м Сибирском полку П-й дивизион был самокатным, а в 5-м Дон­ском — пластунским) трехэскадронного со­става, пулеметного, минометного и противо­танкового эскадронов. По штату в полку насчитывалось 2000 человек, включая 150 человек немецкого кадрового состава. На во­оружении имелось 5 противотанковых пушек (50-мм), 14 батальонных (81-мм) и 54 рот­ных (50-мм) миномета, 8 станковых и 60 руч­ных пулеметов MG-42, немецкие арабины и автоматы. Сверх штата полкам были при­даны батареи из 4 полевых пушек (76,2-мм). 

     Конно-артиллерийские дивизионы имели по 3 батареи 75-мм пушек (200 человек и 4 ору­дия в каждом), развед отряд — 3 самокатных эскадрона из числа немецкого кадрового состава, эскадрон молодых казаков и штраф­ной эскадрон, саперный батальон — 3 сапер­ных и саперно-строительный эскадроны, а дивизион связи — 2 эскадрона телефонистов и 1— радиосвязи.  

На 1 ноября 1943 г. численность диви­зии составляла 18 555 человек, в том числе 3827 немецких нижних чинов и 222 офице­ра, 14 315 казаков и 191 казачий офицер. Не­мецкими кадрами были укомплектованы все штабы, специальные и тыловые подразделе­ния. Все командиры полков (кроме И.Н. Ко­нонова) и дивизионов (кроме двух) также были немцами, а в составе каждого эскадро­на имелось 12—14 немецких солдат и унтер-офицеров на хозяйственных должностях. В то же время дивизия считалась наиболее «ру­сифицированным» из регулярных соединений вермахта: командирами строевых конных под­разделений — эскадронов и взводов — были казаки, а все команды отдавались на русском языке.  

         В Моково, недалеко от полигона Милау, был сформирован казачий учебно-запасной полк под командованием полковника фон Бос­се, носивший номер 5-й по общей нумерации запасных частей восточных войск. Полк не имел постоянного состава и насчитывал в разное время от 10 до 15 тысяч казаков, которые по­стоянно прибывали с Восточного фронта и ок­купированных территорий и после соответ­ствующей подготовки распределялись по полкам дивизии. При учебно-запасном пол­ку действовала унтер-офицерская школа, готовившая кадры для строевых частей. Здесь же была организована Школа юных казаков — своеобразный кадетский корпус, где прохо­дили военное обучение несколько сот под­ростков, потерявших родителей.

     Осенью 1943 г. 1-я Казачья кавалерийс­кая дивизия была отправлена в Югославию, где к тому времени заметно активизирова­ли деятельность коммунистические парти­заны под руководством И. Броз Тито. Благодаря своей большой подвижности и маневренно­сти казачьи части оказались лучше приспо­собленными к горным условиям Балкан и действовали здесь более эффективно, чем неповоротливые ландверные дивизии немцев, несшие здесь охранную службу. В течение лета 1944 г. части дивизии предприняли не менее пяти самостоятельных операций в горных районах Хорватии и Боснии, в ходе которых уничтожили много партизанских опорных пунктов и перехватили в свои руки инициа­тиву наступательных действий. Среди мест­ного населения казаки снискали себе дурную славу. В соответствии с приказами командо­вания о самообеспечении, они прибегали к реквизициям лошадей, продовольствия и фуража у крестьян, что часто выливалось в массовые грабежи и насилия. Деревни, насе­ление которых подозревалось в пособниче­стве партизанам, казаки сравнивали с зем­лей огнем и мечом.  

      В самом конце 1944 г. 1 -и Казачьей диви­зии пришлось столкнуться с частями Крас­ной Армии, пытавшимися соединиться на р. Драва с партизанами Тито. В ходе ожес­точенных боев казакам удалось нанести тя­желое поражение одному из полков 233-й советской стрелковой дивизии и вынудить противника оставить захваченный ранее плац­дарм на правом берегу Дравы. В марте 1945 г. части 1 -и Казачьей дивизии (к тому времени уже развернутой в корпус) участвовали в пос­ледней крупной наступательной операции вермахта в ходе Второй мировой войны, ког­да на южном фасе Балатонского выступа ка­заки успешно действовали против болгарских частей.  

Картина дня

наверх